Исскуство бонсай, понятие, история


Август 14th, 2010

В нашей новой рубрике мы хотим познакомить Вас с удивительным искусством, которое получило начало своей истории около 4000 лет назад — это искусство Бонсай. Что же такое Бонсай, какова его история и в чём секрет искусства этих загадочных композиций? Для начала обратимся к истории возникновения этого искусства.
Бонсай — это не особый ботанический вид растения, «бонсай» значит «растение на подносе», (в плошке). Почти любое дерево или куст можно превратить в бонсай, хотя японские традиционалисты ограничивают список видами: сосна/ель, можжевельник, клён, азалия/рододендрон. Сам термин «бонсай» произошёл от японского произношения китайских иероглифов «выращивание в горшке». Но, вопреки расхожему мнению, родина «бонсай» не Япония, а Китай.


Существуют разные мнения по поводу даты отсчёта искусства бонсай, но первые изображения миниатюрных деревьев датируются временем правления китайской династии Хань — 200 год до нашей эры. Считают, что начало «пейзажам в горшках» положил великий китайский художник и поэт Ван Вэй, который вырастил в сосуде орхидеи и чтобы подчеркнуть их изящество, положил вокруг стеблей белые камешки. Ещё есть версия, что во времена правления династии Хань император приказал соорудить миниатюрную ландшафтную копию всей своей империи с реками, горами, лесами, чтобы созерцать свои владения одним взглядом из окна. Также император под угрозой смертной казни запретил кому-либо делать что-то подобное.
Однако искусство, которое как нельзя более глубоко отображает сущность восточной культуры, трудно было удержать в рамках одной страны. В период династии Хейан (794-1191г.г.) буддистские монахи завезли первые бонсай на японские острова.
Искусство бонсай в Стране восходящего солнца становится привилегией феодальной знати Японии и поэтому почти вымирает там как феномен до момента китайской интервенции в Японию в 14 веке. С этого момента искусство бонсай становится доступно всем классам японского общества, продвигается вперёд в плане развития техник и стилей и закрепляет за собой право занимать значительное место в истории этого искусства.

Японцы переняли у китайцев методы создания бонсай, используя бамбуковые палочки, бечевку и железные кольца. Изящные маленькие деревца появляются в буддистских монастырях, удивляя своей красотой и гармонией, причём они перестают являться, только украшением, а становятся важным звеном в японской философии, объединившим воедино дух человека и древнюю веру в могущество природных сил.
И действительно, сотворение бонсай невозможно без понимания и чувствования законов природной гармонии. Однобокость восприятия мира (либо умом, либо интуицией) непременно ведёт к внутреннему дисбалансу, что препятствует полноценному прогрессу мастера, что легко заметить в некоторых работах.
Здесь уместно сказать об отличиях между японской и китайской школами бонсай. Если японцы стремятся к идеальному стилю, то для китайских мастеров перфектные формы, которые не имеют достаточной доли «хаоса» являются дурным тоном.

Техника сотворения бонсай имеет своё начало, но нет конца фантазии, гармонии и сочетаниям. Некоторые приёмы появились тысячи лет назад, а кое-что появляется и сегодня, так как искусство бонсай продолжает развиваться и совершенствоваться.
Конечная цель — живое произведение искусства — пейзаж в миниатюре. Этот фактор является самым важным, всё остальное подчинено ему. Дерево растёт многие годы — соответственно вся композиция должна выглядеть «зрелой». А как же должно выглядеть зрелое дерево? — здесь и начинается изучение природы. Попробуйте уяснить, чем Вам нравятся зрелые и здоровые деревья? Что в них общего?

Отвечая на эти вопросы, мы видим, как проста и гармонична природа, как всё в ней продумано, даже некоторый хаос. Тем и захватывает искусство бонсай, что мы сами становимся творцами, гармонично воспринимаем природу через знание и чувствование, что неизбежно приближает нас к Создателю-архитектору природы.
Приятно сознавать, что прогресс в любом из этих аспектов возможен на любом этапе человеческой жизни, так что начинать никогда не поздно, более того — необходимо, если человек ставит задачу максимально эволюционировать на данном этапе своей жизни.

Искусство бонсай является конгломератом мастерских навыков и талантов, относящихся к некоторым другим отдельным видам искусства, где ближе всего стоит скульптура, ведь бонсай, по сути, является скульптурной композицией из натуральных элементов (пяти основных, в идеале), главной фигурой которого является живое растение, имитирующее взрослое дерево или группу деревьев, достигших вершины своего развития.
Сегодня бонсай известен во всём мире. Любопытно, но некоторые европейцы вплоть до 1930-х воспринимали бонсай так же, как сейчас относятся к изделиям из меха и кожи. Многие считали, что жестоко подобным образом обращаться с растениями, подвергая их «пыткам и мучениям» со стороны мастеров. Лишь после 1935 года «зеленые» экстремисты Запада признали бонсай как искусство. Общество признало, что создание бонсай требует внимательного и бережного отношения к природе, наблюдательности, художественного вкуса и терпения.

Комментарии закрыты.

Полезно
Статистика: